Автор | Сообщение |
|
| админ обыкновенный
|
Сообщение: 143
|
|
Отправлено: 18.10.08 23:16. Заголовок: "Гупешка"
Жанр: то ли комедия, то ли трагедия РАМТ, маленькая сцена Продолжительность: 1.45 Режиссер: А. Яковлев Роль: Паша
| |
|
Ответов - 79
, стр:
1
2
3
All
[только новые]
|
|
|
| админ обыкновенный
|
Сообщение: 1029
|
|
Отправлено: 25.02.10 21:37. Заголовок: Возвращаясь к разгов..
Возвращаясь к разговору: вчера "повезло" своими глазами увидеть подобную зрительницу... Дама на первом ряду "у шкафа" спустя десять минут спектакля первый раз фыркнула, еще через пять стала ерзать, а потом еще час не слишком тихим шепотом стала убеждать своего спутника уйти. Тот, как мог, отговаривал, но в итоге, когда до конца спектакля оставалось минут 10, они все же встали и вышли... Слов нет. Приличных. А спектакль был замечательный! Почти год прошел с последнего просмотра, в актерском багаже и Рамили, и Александра появились новые роли - сидела и поражалась временами: и это Ассоль-Патриция? и это Родриг Иванович-Франк?.. Совершенно потрясающие "петельки-крючочки" между ними двумя!.. И Алексей Алексеевич потряс: не ожидала от себя, что смогу улыбаться к финалу "Гупешки" - но когда он изобразил Марадонну а ля ликующий Родриг Иванович, забивший гол Роману Виссарионовичу, разулыбалась против воли!..
| |
|
|
| |
Сообщение: 79
Откуда: Москва
|
|
Отправлено: 15.04.10 02:01. Заголовок: Мой древний отзыв фе..
Мой древний отзыв февраля 2007 года, был размещен здесь Скрытый текст Два ратана в канализационном коллекторе. Плавают в дерьме, дерьмом пробавляются. Канализация взята как основной символ для сценографии. Весь зал (не только сцена), одеты в коричневый бугристый «дерьмантин», он выливается даже в фойе. Под потолком — воркочущие и пульсирующие канализационные трубы, они тоже с фойе начинаются. Из дерьма слеплена мебель, телевизор и даже окошко с занавесочками. А звезды, вырезанные из фольги, Тамара на окно булавочками прикалывает. Если брать по первому слою, то пьеса напомнила мне «жесткую» Петрушевскую и еще рассказы Василия Белова. Первую — трясиной бытовой безнадеги, второго еще и отношением к нежно любимому им «народу»... Литературно, мне кажется, Сигарев слабее, притом с претензией на «красивость». В том числе и в ремарках, выходящих за рамки драматругии (и чувства меры, по-моему) — так ли надо писать про «обычную галактику» и т.п., если на сцене другие средства для передачи смыслов. Как говорят актеры про одного известного нам драматурга: «Ну вот, включил дешифратор...» ;) Тема рая в спектакле так назойливо, как в пьесе, не звучит, её столько, сколько необходимо, и не больше. Украшением текста там, скорее, служит рефрен, как у Т.В. в «Грешнице», когда проза поднимается почти до поэзии, причем именно народной. Вот он и объем, и перспектива — вместо претенциозного авторского вступления... А по второму и прочим слоям, если отвлечься от быта и взять только модель взаимоотношений — о, сколько подобных сюжетов сразу всплывает... И мысли о возможности и праве на власть человека над другим человеком. О мести себе и другим за собственную ущербность, о добровольном рабстве, об аде, который всегда с тобой... Экзистенциальность в оболочке бытописательства. Хотя бытописательство здесь — на грани абсурда, и те, кто воспринимает его в масштабе 1:1, как раз и бунтуют: либо так не бывает, либо это психиатрия, а не театр. Может быть потому, что актеры играют с полной мерой психологической достоверности, а абсурд принято играть отстраненно и иронично, «зажигая лампочку»: спокойно, мол, всё понарошку! Таким манером «Гупёшку» легко превратить в черную комедию, в зале было несколько человек, которые так её и воспринимали: ржали вовсю, когда у других горло перехватывало. Вот люди, лишенные уже навыков сопереживания, для них окружающая действительность исключительно виртуальна и населяют её не живые люди, а неодушевленные комиксовые персонажи. Итак, про спектакль. Схема та же, что в сцене с куклой в «Забавах Дон Жуана»: нормальный мужик с понятной, вроде бы, целью пришел домой к молодой женщине и обнаружил, что она — полусумасшедшая, но... у нее звезды в душе... «Серая мышь» — на самом деле заколдованная красавица... Сперва он пугается и даже пытается втихаря сбежать, потом, «разглядев», предпринимает отчаянную попытку извлечь её из этого «аквариума» в надежде, что сумеет её «отогреть». Кстати, гупёшка — это рыбка гуппи, «неприхотливая, живет даже в канализации», как говорит этой женщине муж, называя её «гупёшкой». Когда-то у них был аквариум, но мужу рыбки надоели, и он... сунул в аквариум кипятильник. Муж вообще большая сволочь, комнатный тиран, женился на деревенской девчонке вынужденно, по залету; после смерти ребенка последовательно сводит её с ума, пытаясь выжить из квартиры, — а она живет только им, до полного самоотречения. У нее даже повадки мышиные: согнутая спинка, лапки округлые поджаты где-то у груди, посапывание вместо смеха... И вот этот парень влюбляется (точнее, решает, что влюбился) и предлагает ей уйти от мужа и выйти за него замуж. На какое-то мгновение она соглашается. Но тут муж спохватывается, что если она реально уйдет, то придется делить квартиру, и передумывает её выгонять... В общем, объяснение втроем кончается дракой, и она бьет этого парня по голове бутылкой. Он, оклемавшись, уходит, а она остается со мужем-тираном — по-прежнему серой мышью и его полной рабой. «Гупёшка» — это замечательный актерский спектакль, построенный на энергетическом контакте неимоверной мощности. Просто видно луч «глаза-в-глаза», он металлически отблескивает между каждой парой. Меня приятно удивил Веселкин: на большой сцене он смотрится хорошо, но слегка заглянцованно, как фотобумага. Мастеровитость вместо включенности. А тут он не уступал Рамиле Искандер и Гришину, это была такая бешеная энергетическая воронка с тремя сходящимися по спирали лучами... Причем он своего героя сделал не законченным подонком, а человеком по-своему несчастным, у которого, может, и была какая-никакая мечта о любви — а вместо неё случилась эта «гупёшка». У Гришина хороши переходы от «котующего» мужика к испугу, потом жалость и попытка благородства, когда он возомнил, что может выскочить из этого общего «аквариума», — и в конце снова испуг и безнадега. Там есть еще «ручейки и пригорки», поскольку в конце выясняется: этого парня муж к собственной жене сам подослал — для виду с целью проверить слухи о супружеской неверности, на самом деле — чтобы её этим визитом скомпрометировать и выгнать. И поначалу он так и ведет себя: старательно «соблазняет», а когда она выскакивает на кухню, буквально визжит вслед: «Сука! Сука!» А потом, наслушавшись о её семейной жизни и рассмотрев царевну в мышке-норушке, обалдевает и... Т.е. у Гришина роль с двойным-тройным подтекстом, и теперь мне хотелось бы еще раз пересмотреть спектакль, так сказать, ретроспективно. Там такие пируэты в игре, такое «парное фигурное катание» с Рамилей, например, когда они на какое-то время как бы меняются местами и он начинает говорить с теми же её повторами и интонациями... Рамиля — это вообще что-то запредельное, сумасшедшие глаза, светлая тающая полубезумная улыбка и сами собой струящиеся слезы... И при этом соблюдается характерность деревенской девчонки, не обжившейся толком в городе, особенности речи — не только «литературные», т.е. написанные, но и фонетические. «Зоологические», т.е. «театральные» детали поведения сливаются с обыденным рабством русских баб. И ни малейшего отступления от жизненной правды (почему некоторые, вероятно, и сочли, что тут сфера психиатрии, а не театра). Великолепный тончайший переход, когда она соглашается уйти: от «серой мыши» к расколдованной красавице — осанка меняется, голос становится осмысленным, — а потом обратно: согнутая мышиная спинка, лапки округлые сложены на груди... Финал структурно напоминает «Пляску смерти» Стриндберга: у каждого свой ад, он им дорожит и ни на что другое не променяет, а незваного спасителя изгонит сам. Еще А.Г. сказал, что по его мнению, все трое живут «в одном аквариуме», и поэтому он даже предлагал назвать спектакль не «Гупёшка», а «Гупёшки». Я его спросила, а что было бы, если бы он её действительно увел — смог бы спасти или нет? Мне-то сентиментально казалось, что её можно было бы отогреть, поскольку «сумасшествие» у неё явно наведенное, жестко организованное мужем. Но Гришин считает, что нет, и что она его фактически спасла, стукнув по голове бутылкой и тем самым заставив уйти. Впрочем, по спектаклю я думала, что Томе нет тридцати, то есть стаж жизни в канализации еще не так велик. Но по пьесе ей оказалось 38, полжизни из жизни не выкинешь. Действительно, поздно... В зале было человека три-четыре, которые радостно ржали над нелепостями поведения героев — а мне и многим другим почти рыдать хотелось. Смех (тихий) начался только где-то с середины, когда мы усвоили «правила игры». Поразительно, как можно с полной душевной глухотой не чувствовать атмосферу и не видеть в игре психологических движений, сводя всё это к чернухе-бытовухе и черному юмору. Формально там действительно есть черная клоунада, но не больше, чем у Петрушевской в «Анданте», например. И если следить за тонкостями игры, то можно колоссальное удовольствие получить, хотя спектакль сам по себе очень тяжелый, отнюдь не душеподъемный. Причем интересно, что в начале сезона билеты продавались плохо, а теперь на «Гупёшку» лом, зал битком набит. Пришла наконец «та» публика, взамен премьерной, «не той». Адрес сайта Василия Сигарева. Есть тексты пьес. http://sigarev.narod.ru/
|
| |
|
|
Отправлено: 15.04.10 13:13. Заголовок: Читаю форум давно, р..
Читаю форум давно, решила все-таки зарегистрироваться. "Гупешка" -- первый спектакль РАМТа, который я посмотрела в 2007 году (по рекомендации Клио). Мои заметки "на горячую руку" про него же января 2010 года. Скрытый текст Почитала рецензии. Согласна, что на хрупкую мужскую психику спектакль действует сильнее, чем на женскую... А мужчин в зале было очень много, что удивительно. В рецензиях пишут, что она в итоге выбрала привычное рабство. Мне же показалось, что её решение никакой роли не играло -- её судьбу должны были решить два мужчины. Паша должен был решить, хватит ли у него сил и смелости, чтобы забрать её, вырвать из рук тирана и вернуть женщине человеческий облик... Несмотря на то, что он получил бутылкой по голове от Тамары, бросившейся на защиту Лёни, мне думается, что всё-таки ему не хватило решимости... Он мог понять, что человек одномоментно не излечится от такой тяжелой болезни, и увидев как избивают её кумира, она подсознательно выступила в защиту своего тирана. Надо было хватать её и уносить... Но он ушёл. Возможно, с облегчением, потому что она бы его погубила. Но так хотелось надеяться, что они уйдут вместе, и у неё сможет поменяться жизнь, она научится любить и уважать себя. Будет жить в заботе и ласке и все силы своей большой и нежной души отдаст нормальному человеку. После спектакля меня занимали три главных вопроса: 1) как сложилась бы её жизнь с Пашей, 2) где, в каком месте ошибся Паша, раз она осталась с мужем, и 3) почему Лёня переменил решение. Обсуждали после спектакля третий, высказали несколько гипотез, но не разобрались до конца. Чуть позже одна зрительница из нашей компании позвонила мне и сказала следующее. Он и не собирался окончательно расставаться с ней (паспорт не отдал!). Он думал отправить её в деревню (и вещи давал: чтобы люди не осудили его, и -- самое главное -- не подорвать её веры в кумира), а спустя некоторое время забрал бы её обратно, выступив в роли благодетеля, великодушно простившего преступной жене её ужасный проступок. И в результате приобрел бы ещё большую власть над ней. Наверное, это главное -- ему нужна была власть. А когда Паша стал играть свою роль не по Лёниному сценарию, он задумался и быстро переменил решение. (А два года назад, когда я смотрела в первый раз, мне показалось, что он испугался развода и раздела имущества через суд.) Но как дрогнул голос у Весёлкина, когда он назвал её по имени -- Тамара -- а не Гупёшка, как он всегда обращался к ней... В такой трактовке начинаешь думать, неужели он всё-таки по-своему любил её? Мне лично это подарило некоторую надежду... А вдруг, а? :) Два слова об актёрах. Потрясающая игра Гришина (Гришина люблю всегда и везде). :) От Рамили глаз не могла оторвать... :) С места "около носков" первого ряда глаза разбегались в две противоположные стороны... :) И ещё подумала -- а может, не зря на роль Лёни выбрали именно Весёлкина, с его неизменным оптимизмом...
|
| |
|
|
| админ обыкновенный
|
Сообщение: 1094
|
|
Отправлено: 15.04.10 14:29. Заголовок: luchar пишет: так х..
luchar пишет: цитата: | так хотелось надеяться, что они уйдут вместе, и у неё сможет поменяться жизнь |
| Ура! Сестра по разуму!))) Я тоже за хэппи-энд! В пьесе этого и рядом нет, там финал закрытый, но после спектакля хотелось додумать, домечтать... "Я же не видела тебя мертвым, а значит, ты живой..." (с)
| |
|
|
Отправлено: 15.04.10 23:13. Заголовок: Конечно, Рахиль....Я..
Конечно, Рахиль....Я же живой.....но это я так чуть в сторону от темы..
| |
|
|
| админ обыкновенный
|
Сообщение: 1096
|
|
Отправлено: 15.04.10 23:40. Заголовок: Согласна, тоже замет..
Согласна, тоже заметила сегодня, что неточно процитировала
| |
|
|
| |
Сообщение: 122
Откуда: Москва - ЮЗ :)
|
|
Отправлено: 29.04.10 03:39. Заголовок: "Гупёшка" ра..
"Гупёшка" раскатала совершенно. Два дня спектакль совсем не выходил из головы (еще как-то к экзамену подготовилась за послегупёшечный день ), с трудом собралась с мыслями к "Тане". А в антракте "Сотворившей чудо" в голове крутился страшный микс из "Тани" и "Гупёшки". Обычно следующий спектакль забивает впечатления от предыдущего. Но двум сильным спектаклям оказалось не так просто расправиться с впечатлениями от сильнейшей "Гупёшки". В общем, как обычно, не хватает слов, чтобы хоть как-то описать эмоции от спектакля... И два наблюдения)) Выяснила, что смотреть этот спектакль с первого ряда - это куда большая форма мазохизма, чем смотреть с галёрки, где я просидела на прошлых четырех спектаклях) Несколько рядов впереди, оказывается, неплохо защищают от абсолютно полного вовлечения в происходящее на сцене. :)) А в этот раз, что я нахожусь в театре, вспомнила раза три за спектакль. За эти редкие моменты, кстати, отдельное большое спасибо ржущему мужику с угла первого ряда... (Правда, в какой-то момент я перестала его слышать - то ли он замолчал, то ли я отключилась.) И продолжает наблюдаться тенденция, что каждая следующая "Гупёшка" впечатляет больше предыдущей) Хотя уже в прошлый раз казалось, что всё, "При-е-ха-ли"(с))
| |
|
|
Отправлено: 17.05.10 22:10. Заголовок: Граждане, а подскажи..
Граждане, а подскажите, пожалуйста, когда снова будет "Гупешка"?) Очень хочу сходить
| |
|
|
| |
Сообщение: 17
Откуда: Третья планета от Солнца
|
|
Отправлено: 18.05.10 06:46. Заголовок: Судя по афише, тепер..
Судя по афише, теперь уже только в следующем сезоне.
| |
|
|
| админ обыкновенный
|
Сообщение: 1257
|
|
Отправлено: 04.02.11 13:56. Заголовок: Как же здорово после..
Как же здорово после такого огромного перерыва вновь посмотреть этот тяжелейший и прекраснейший спектакль! Как здорово подзабыть какие-то мелочи, а в том, что помнила, увидеть новые штрихи и интонации… Какие же там все замечательные! И Паша, который - на моей памяти впервые - поначалу подозревал, что Тома его разыгрывает… И Тамара – слова трудно подобрать – другая, менее забитая что ли… Тем абсурднее сцена "Вот и лето прошло"… Тем страшнее был даже не бабий вой, а какое-то звериное подвывание, когда муж-изверг вдруг вспомнил про ребенка… И Леонид. Так легко ненавиделось и параллельно восхищалось!.. Здорово! Спасибо! *** Отдельным незапланированным смешным моментом стал текст Паши, обращенный к Тамаре: "Не буду я выливать вам кипяток в руки, что я – фашист что ли???" :)
| |
|
|
| |
Сообщение: 17
Откуда: россия, г москва
|
|
Отправлено: 06.02.11 11:32. Заголовок: http://pics.qip.ru/0..
| |
|
|
|
| |
Сообщение: 103
Откуда: Москва
|
|
Отправлено: 06.02.11 13:20. Заголовок: Вот это кадр!
Живыми выбрались из-под бомбежки, и еще не очень верят...
| |
|
|
Отправлено: 08.02.11 23:50. Заголовок: Lady_Mary пишет: Как..
Lady_Mary пишет: цитата: | Как же здорово после такого огромного перерыва вновь посмотреть этот тяжелейший и прекраснейший спектакль! |
|
Подпишусь полностью. Этот спектакль нельзя смотреть часто, но если морально готов, если хватит сил выдержать, то производит снова и снова потрясающее впечатление. И каждый раз думаешь, что сегодня самый лучший из всех виденных, начиная с 2007 года. цитата: | И Паша, который - на моей памяти впервые - поначалу подозревал, что Тома его разыгрывает… |
|
Удивительно, но я тоже впервые обратила на это внимание. Сначала так смотрел, что как будто думал, что она его разыгрывает и не верил тому, что она говорит серьезно. В какой-то момент ему хотелось ее прибить -- так выразительно он сжимал бутылку в руке. Потом думал, что она дура, еще после -- сумасшедшая... Потом начинает жалеть, страдать за нее. И с какой нежностью смотрит на нее, когда понимает, что у нее в душе -- в больной, изломанной -- звезды... Как я люблю первую часть, со всей ее бестолковкой, но потрясающей нежностью, когда они начинают тянуться друг к другу, как она постепенно оттаивает. С трудом, с болью. Душа у нее замороженная и испытывает при этом такую же адскую боль, как обмороженные руки, когда их с мороза поднесешь к печке. И ее душа болела, столкнувшись с теплом. Она уже забыла, как это бывает. И тепло это оказалось для нее губительным -- душа ее просто раскололась, когда ее -- горячую -- опустили в ледяную воду. Ее голос, мертвый и механический -- это уже не голос женщины, он звучит, как голос из преисподней, куда она так боится попасть... цитата: | Отдельным незапланированным смешным моментом стал текст Паши, обращенный к Тамаре: "Не буду я выливать вам кипяток в руки, что я – фашист что ли???" :) |
|
Мы тоже улыбнулись в этот момент. :) Огромное спасибо!
| |
|
|
| |
Сообщение: 147
Откуда: Москва - ЮЗ :)
|
|
Отправлено: 09.02.11 02:01. Заголовок: Удивительно, что с Г..
Удивительно, что с Гупешкой при многочисленных просмотрах не происходит того, что обычно происходит с большинством других спектаклей. Я не начинаю сравнивать отдельные сцены друг с другом, отдельные спектакли между собой, не вспоминаю во время спектакля о том, что я вообще-то до мелочей знаю сюжет... Включены только эмоции, разум болтается где-то далеко)) Просто каждый раз выхожу размазанная тонким слоем по стенке, с ощущением, что спекталь сегодня был такой, что лучше быть просто не может. Хоть мне так кажется стабильно при каждом просмотре. А еще... Давно такого не было, чтобы зал не заставлял меня вспоминать, что я на спектакле. И еще бонусом много цветов, длинные поклоны. Идеальный зал на Гупешке - это такое счастье. :)
| |
|
|
| |
Сообщение: 148
Откуда: Москва - ЮЗ :)
|
|
Отправлено: 09.02.11 02:07. Заголовок: В попытке вспомнить ..
В попытке вспомнить хоть что-то конкретное из спектакля для тех несмотревших, которые обязательно потребуют подробностей... Злые реквизиторы сегодня пожалели новую катушку. Которая закончилась в самый ответственный для неё момент) Вроде бы мелочь, а сцену жалко))
| |
|
|
| админ обыкновенный
|
Сообщение: 1258
|
|
Отправлено: 09.02.11 12:22. Заголовок: luchar пишет: Потом..
luchar пишет: цитата: | Потом думал, что она дура, еще после -- сумасшедшая... |
| Никакая она не тайна... На том моменте стукнулась в голову мысль про Ассоль... В первую очередь, в контексте актерского диапазона Рамили, ну, а потом уже про "трагедию женщины, неправильно вышедшей замуж"... Ореада пишет: цитата: | Идеальный зал на Гупешке - это такое счастье. |
| Ура! Я очень рада за вас и за всех, кому повезло!!! цитата: | пожалели новую катушку. Которая закончилась в самый ответственный для неё момент |
| А на позапрошлом спектакле Тома долго нитку сматывать не стала, оборвала и Паше "макаронину" долго пришлось в себя втягивать)))))
| |
|
|
Отправлено: 09.02.11 15:24. Заголовок: Lady_Mary пишет: Ник..
Lady_Mary пишет: цитата: | Никакая она не тайна... На том моменте стукнулась в голову мысль про Ассоль... В первую очередь, в контексте актерского диапазона Рамили, ну, а потом уже про "трагедию женщины, неправильно вышедшей замуж"... |
|
А я даже не вспомнила про Ассоль -- с такой беспощадностью к себе перевоплотилась Рамиля. Хотя несомненно что-то общее между ними есть... :) цитата: | А на позапрошлом спектакле Тома долго нитку сматывать не стала, оборвала и Паше "макаронину" долго пришлось в себя втягивать))))) |
|
Очень люблю все эти нелепые ситуации с ниткой, с носками. :) Как он пытается уловить отражение своего запаха изо рта. :) С какой неуклюжестью старается понравиться этой несчастной забитой женщине. С какой готовностью старается открыть чайник и с какой гордостью демонстрирует результат.
| |
|
|
| |
Сообщение: 21
Откуда: россия, г москва
|
|
Отправлено: 13.02.11 14:00. Заголовок: ..
| |
|
|
| |
Сообщение: 105
Откуда: ну ясное дело..., Детройт
|
|
Отправлено: 02.04.13 06:51. Заголовок: Трудно собраться с м..
Трудно собраться с мыслями, чтобы начать что-то писать... Но очень хорошо помню свое состояние во время просмотра - состояние наростающей боли и в особенности - состояние после спектакля. Когда хочется спрятаться куда-то, раствориться, исчезнуть или делать что-то, не думая, чтобы отпустило, чтобы не болело. Жуткое дело какое-то - надо бы, по-идее, Лёню ненавидеть и я его во время спектакля, наверное, ненавидела - возможно потому, что очень, ОЧЕНЬ хотелось, чтобы Паша Тому поцеловал... Но чем больше возвращалась к увиденному и прочувствованному, тем больше начинала осознавать, что Лёню - этого гада, тоже жалко... И если Тома после смерти ребенка на себе поставила клеймо "бракованной", то это, хотя бы смахивает на какое-то состояние, граничащее с морально-психическим заболеванием, то Лёня, не особо страдающий мучениями совести, но тоже подуставший от некоторых неудобств и придумывающий себе виртуальных красоток, ему, по сути - приходится себя и других обманывать... Если в семье один угнетает, а другой угнетенный, то это вовсе не значит, что страдает один угнетенный. Одни не выдерживают, другие приспосабливаются, а в самых страшных случаях, третьи - превращаются в моральных калек. В данном случае, оба - и Лёня, и Тома уже искалечены, просто, мне кажется, в разной степени. Если, к примеру, разлучить их каким-то образом, то у Лёни еще будет шанс "приспособиться", тогда как у Томы, несмотря на её более светлую душу - шансов на спасение нет. Возможно поэтому так больно в конце. Паша подарил Томе очищение, своеобразную надежду на то, что "бракованность" исправима. Но в Томином сознании не для того нужно исправление, чтобы жить лучше, а для того, чтобы попасть в рай, чтобы обязательно свидеться с теми, вместе с которыми по-тихоньку умирала её душа... Ведь если я люблю смотреть на звезды, если я люблю мечтать, если могу превратить фонарик в свечи и кипяток в вино - то, может быть, не так все плохо и не все потеряно? Думаю, что до Паши, время от времени у Томы такие светлячки надежды вспыхивали, просто, оставаясь неозвученными, гасли и уносились во тьму... И вдруг появляется некто, кто соглашается зайти в гости, просто так, поговорить. Ситуация, ужасная на самом деле для них обоих: в Томе желание борется со страхом и самоунижением, Паше, как выяснится позже - нужно заработать денег... Так начинается спектакль. С трудных, натянутых реплик, совершенно не похожих еще на нормальный человеческий разговор между двумя даже незнакомыми людьми. Это какие-то потуги... Начинаешь рассматривать их обоих, приковывают внимание жесты, движения, выражения глаз, одежда и понимаешь - совершенно неожиданно встретились два очень странных человека. Тома вся какая-то совершенно бесцветная, даже глаза кажутся прозрачными. Старый свитер, зализанные волосы, приспущенные и бесформенные спортивные штаны, носки, тапки... И Паша...Взъерошенный... Почему-то напомнил мне грустного воробья из мультика... Стоит и держит в руках бутылку. Бутылка, конечно, нужна для храбрости, но после некоторых мученических попыток её откупоривания и сопуствующих этому процессу не менее вымученных диалогов - вообще хочется смыться, тут уже никакое вино не поможет ("я столько не выпью") и деньги по фигу... Но тем не менее, каким-то чудом Паше уйти не удастся и очень медленно, сам того не замечая, он поможет Томе раскрыться, заговорить, озвучить то и страшное, и заветное, что превратит её из неприхотливой и неприметной гупёшки в женщину с добрым сердцем, в женщину, которая вдруг снова захотела почувствовать себя женщиной... Много смешного и курьезного будет происходить, но все это - смех сквозь слёзы, то самое щемящее чувство, которое так редко и так ценно - ты чувствуешь это все вместе с ними. Чем больше они общаются - тем больше оба меняются. Тома в платье, Паша - с сосновой веточкой. Он хочет спасти Тому и заботиться о ней, но вся беда в том, что он не понимает, что Тому в гупёшку превратил не только Лёня, в гупёшку она превращала себя сама при помощи последнего... И главной причиной было не то, что Тома считала себя всем обязанной Лёне, а то, что она почувстовала, потеряв ребенка, тем самым себя заклеймив... С появлением Лёни "из засады", многое становится понятным... Не видишь ужаса Томы, а видишь вдруг поникшего Пашу. Молнией в голове проносится мысль... И правда, это имеет смысл - наконец Лёне надоело притворяться, захотелось избавиться от давно надоевшей "ненужности". Но тут, вдруг, обнаруживается, что эта "ненужность" может кому-то пригодиться и этот кто-то, неожиданно почувствовав себя решительным и мужественным, может представить собой некоторую опасность - он надоумит "ненужность" бороться за свои права на раздел квартиры... Весь этот "разбор полётов" несколько раз окунает Тому "из огня да в полымя", но она, всеравно, готова уйти с Пашей, несмотря на обман, несмотря на то, что Лёня вдруг, после всей грязи и мерзости произносит фальшивое "Люблю", до той самой минуты, пока он не "включает" козырную карту - память о дочери... Пелена "бракованности" срабатывает безупречно и в завязавшейся драке Тома бутылкой по голове бьет Пашу... Что самое интересное, из всех троих больше всего надежды именно у Паши. Он не искалечен, он может видеть то, чего не замечают другие, он может чувствовать, ему бы только полюбить по-настоящему, не из жалости и сострадания, а из той самой, неведомо откуда появляющейся уверенности... Сложно любить человека, которому необходимо спасение, больше смахивает на благородство. Но я верю, что Паша смог бы полюбить Тому, просто Томе, в её состоянии не избавиться от груза прошлого, прибавится еще одно клеймо - чувство благодарности к Паше, круг замкнется... Так что она, своеобразно, дарит Паше свободу... Хочу добавить, что нарастающая боль от жалости ко всем троим, но в большей степени - от Томиной безысходности, очень усиливается за счёт пространства маленькой сцены. Зрители и герои, глаза в глаза, не моргнуть, не соврать, не спрятаться... Режиссеру и автору пьесы - спасибо за возможность почувствовать то, о чем они захотели сказать. Актерам - низкий поклон за мужество, честность и талант. Всем троим - Рамиле Искандер, Александру Гришину и Алексею Весёлкину. Выделить мне, конечно, хотелось бы именно Гришина. Его герой - словно маленький маячок, если есть и горит - значит можно верить. Не зря я так хотела посмотреть этот спектакль. Очень нужны такие встрясочки, чтобы не черствела душа. До сих пор помню ощущения от просмотра фильма Василия Сигарева "Волчок" несколько лет назад. Читала также, что в Балтийском доме в Питере огромной популярностью пользуется спетакль "Лерка", поставленный по трем пьесам Сигарева одновременно, молодым талантливым режиссером Андреем Прикотенко.
| |
|
Ответов - 79
, стр:
1
2
3
All
[только новые]
|
|
|